Анатолий Равикович родился 24 декабря 1936 года в Ленинграде, где и прошло
его детство. Семья жила в тяжелые времена. Застали Гражданскую войну, период НЭПа,
Великую Отечественную войну: голод, страх, ленинградскую блокаду, эвакуацию...
Родители, к сожалению, ничего в жизни не видели, кроме погони за куском хлеба,
чтобы достойно вырастить троих детей. Есть у Анатолия Равиковича чувство вины
перед своими родителями: он был не очень внимательным сыном, к сожалению, все
понимаешь слишком поздно.
А артистом Анатолий Равикович стал, совершенно к этому поприщу не стремясь.
Конечно, хочется сказать лучше, но правда превыше всего. В лицедеи он пошел из
выгоды. В театральные стены его привело стремление заслужить какой-то авторитет
у компании дворовых пацанов, которые были старше и всех «гоняли». Выяснилось,
что есть такой способ. Вся компания ходила смотреть кино. Потом усаживалась во
дворе, и вот тут–то Анатолий Равикович всю эту «Волгу-Волгу», с титров начинал
играть. Особенно удавались женские роли Любови
Орловой, да и Игорь
Ильинский неплохо получался. За это парню давали покурить. С этого все и началось.
Учеба
На вступительных экзаменах в Ленинградский государственный институт театра
музыки и кино им. А.Н. Островского Анатолий сыграл «идиота»: так песню «По долинам
и по взгорьям» еще никто не исполнял перед приемной комиссией, которая буквально
валялась от хохота. И профессор Хохлов признался, что взял Анатолия Юрьевича потому,
что такого идиота он давно не встречал, а это амплуа очень важно на сцене. Равиковича
оставили в вузе с условием, что он и дальше будет работать над этим.
После окончания института начинающего артиста направили в Комсомольск-на-Амуре.
Играть приходилось много, было тяжело, не хватало сил. Многие коллеги быстро сдались:
«Зачем выкладываться, если публика все равно ничего не понимает?».
Три года в Комсомольске-на-Амуре, затем год в Сталинградском драмтеатре. И
вот он счастливый случай! 1962 год. Знакомство с главным режиссером Театра имени
Ленсовета - Игорем Владимировым на
отдыхе в одном санатории в Ялте, вместе оказались на пляже. Оказалось, Владимиров
искал молодых интересных артистов.
"Ленсовет"
В итоге четверть века Анатолий Равикович проработал в Театре им. Ленсовета,
был одним из лидеров труппы Игоря Владимирова, сыграл немало спектаклей, оставшихся
в памяти зрителей. Его Карлсон, Мармеладов, Санчо Панса считаются сценическими
шедеврами. Зрители с ночи занимали очередь в кассу, чтобы утром купить билет на
спектакли, которые принесли театру и его артистам хорошую репутацию и большую
любовь: «Пигмалион» и «Человек со стороны», «Ромео и Джульетта» и «Люди и страсти»,
«Левша», «Дульсинея Тобосская» и «Интервью в Буэнос-Айресе»...
Конечно, лидером труппы была Алиса
Фрейндлих, ее авторитет был очень высок. Ее любили. Хотя она и была женой
главного режиссера, но не позволяла себе ничего лишнего, никогда не вела себя
как капризная примадонна. Равикович очень много играл с нею: «Преступление и наказание»,
«Малыш и Карлсон», «Трехгрошовая опера»...
Равикович и Мазуркевич
В стенах «Ленсовета» Анатолий Равикович нашел свое семейное счастье - Ирину
Мазуркевич. Она была на 21 год младше, а свел их спектакль «Малыш и Карлсон».
Ирина играла Малыша, а Анатолий, соответственно, Карлсона. Актриса вспоминает:
«Равик, как он сам мне рассказал, обратил на меня внимание. Он даже запомнил,
что на мне была зеленая кофта в обтяжку с белой полоской и пуговкой на груди.
Эту кофту мне подарил Высоцкий. А мне Равик давно нравился, чувствовалось, что
на сцене - настоящий мужик! И этим все сказано. Но он тогда, в 40 лет, играл пожилых
людей: Мармеладова, Санчо Пансу. Поэтому мне казалось, что ему лет 100. Однажды
в коридоре я случайно столкнулась с ним... и увидела живые и озорные глаза абсолютно
молодого человека. Наши взгляды встретились, проскочила искра, и начался роман.
Конечно, я и в мыслях не держала, что нас ждет впереди».
Ирина к тому времени уже была замужем (в Ленинград она приехала вместе с мужем).
Не был свободен и Равикович – у него были жена и обожаемая дочь. Но случилось,
то, что Ирина и Анатолий нашли друг в друге настоящую любовь.
«Мы говорили часами, пока катались на трамвае, взахлеб: и про жизнь, и про
работу, и про книги. Самое главное - у нас оказалось много общего! Выяснилось,
что мы одинаково сдержанно относимся к кино, оба считаем, что театр несравненно
лучше. Это был как раз тот случай, когда дружеские отношения постепенно перерастают
во что-то большее».
Вскоре Ирина разошлась с ее первым мужем, и Анатолий ушел из родного дома к
ней в 12-метровую комнату в коммуналке, с одним чемоданом.
Свадьбу они сыграли в июле 1980 года. Ирина Мазуркевич вспоминает: «В ЗАГСе
все обошлось без напускной помпезности: быстренько расписались и поехали на квартиру
к Алисе Фрейндлих праздновать свадьбу. Нам тогда некуда было приглашать гостей».
Театр Комедии
В 1988 году Анатолий Равикович и Ирина Мазуркевич решили покинуть «Ленсовет».
Почему? Анатолий Равикович рассказывает: «Театр Ленсовета стал терять свои позиции.
Игорь Петрович постарел, у него было все меньше и меньше желания заниматься театром.
Ушло творчество. А поскольку мы все были свидетелями взлета, нам было очень больно
смотреть на то, как театр умирает. У нас портились отношения с Владимировым. Работать
стало неинтересно. Сначала ушел Петренко. Потом Фрейндлих. А потом и я...»
Вместе с женой они пришли в Театр Комедии. Начинал Равикович с «Зойкиной квартиры»,
где играл Аметистова. Потом были спектакли «География» (пьеса Фриша), «Ромул Великий»
(пьеса Дюрренматта), «Укрощение строптивой» Шекспира, чеховские «Маленькие пьесы»,
«Тартарен из Тараскона», «Мещанин во дворянстве». Постепенно Равикович и Мазуркевич
стали ведущими актерами театра.
Хоботов
Впервые Анатолий Юрьевич появился на экране в эпизодической роли просителя
в историко-биографической ленте Элема Климова «Агония» (1974). Тот эпизод вряд
ли тогда запомнился зрителям, ведь после короткого проката фильм был положен на
долгие годы на полку.
Да и затем долгое время у актера не было в кино ничего более-менее серьезного.
Небольшая роль Петра Ярославцева в биографической киноповести «Воздухоплаватель»,
комик в короткометражке «Театральные истории», еще пара небольших ролей – вот,
впрочем, и все за семь лет.
Наконец, в 1981 году Михаил
Козаков пригласил Равиковича на главную роль в свою новую картину «Покровские
ворота». Анатолий Юрьевич вспоминает: «Вообще, для меня эта роль – она была первой
большой серьезной работой в кино. Она была значима даже не в том смысле, что вот
– сняться! А для меня это вопрос решался следующий: я как бы уже… Мне было 40
лет, я очень мало снимался, и у меня возникал такой комплекс неполноценности,
что – «почему же меня никто не берет? Я, наверное, не могу…»
В «Покровских воротах» Анатолий Равикович создал типичный в массовом сознании
образ недотепы-интеллигента Льва Евгеньевича Хоботова, пытающегося вырваться из-под
гнета бывшей супруги Маргариты Павловны. Образ настолько яркий и убедительный,
что впоследствии зрители упорно ассоциировали актера с его персонажем. На самом
деле Равикович совсем другой - более практичный, более волевой и жесткий. «И в
то же время, - признается актер, - я мог совершить такую же глупость, как Лев
Евгеньевич: влюбиться в 42 года, бросить все, это меня роднит с Хоботовым. Я,
как и Лев Евгеньевич, человек чувства». Потому-то Равиковичу так дорог этот персонаж.
Фильм «Покровские ворота» отличали и замечательная драматургия, и прекрасно
выписанные характеры, и все это было приправлено легким, непринужденным юмором,
просто фонтанирующим с экрана. А какие актеры играли вместе с Равиковичем! Опытные
Леонид Броневой, Инна Ульянова,
Софья Пилявская, Евгений Моргунов,
а также молодой, искрометный Олег Меньшиков
(это его лучшая роль в кино), ну и, конечно же, очаровательная Елена
Коренева! Как ни странно, но ожидаемого успеха не было. Слышались реплики,
типа: «Безвкусица!», «Пошлятина»… Видимо, большое видится издалека. Лишь спустя
несколько лет зрители вдруг «разглядели» картину. И не просто «разглядели» - фильм
«Покровские ворота» стал просто культовым!
90-е
Роль Хоботова открыла для Анатолия Равиковича ворота в большой кинематограф.
Вместе с тем, эта же роль сделала его заложником образа. Равиковича стали часто
приглашать в кино, предлагая разные варианты Хоботова, только меньшие по масштабу.
Как с юмором признался в одном из интервью сам актер: «Хоботов француз, Хоботов
белорус, Хоботов стоматолог, Хоботов гинеколог, Хоботов мафиози и так далее».
Пожалуй, только две роли в 90-е годы выбивались из общего списка. В первую
очередь – это знаменитый сыщик Эркюль Пуаро в фильме Вадима Дербенева «Загадка
Эндхауза». Режиссер не случайно остановился на кандидатуре Равиковича. Дербеневу
очень понравился аналогичный западный сериал с Дэвидом Суше в главной роли, а
Равикович, по его мнению, был похож на него. К счастью, наш актер не видел зарубежного
сериала и не поддался на попытки режиссера сделать его героя солидным и медлительным,
как у Суше. Равикович представлял Пуаро другим: легким, подвижным, эксцентричным
человеком, совершенно не похожим на сыщика, скорее производящим впечатление полусумасшедшего
старичка. По его мнению, именно таким видела его и сама Агата Кристи. Равиковичу
удалось воплотить эти качества в своего героя, и фильм получился живым и интересным.
Равикович неоднократно признавался, что роль Пуаро дорога ему тем, что дала
возможность проявить себя в другом качестве.
Совершенно другой, но столь же интересный образ был создан актером в фильмах
Юнгвальд-Хилькевича «Мушкетеры 20 лет спустя» и «Тайна королевы Анны или мушкетеры
тридцать лет спустя» (продолжении знаменитых «Д’Артаньяна и трех мушкетеров»).
В этих фильмах Равикович сыграл кардинала Мазарини, плетущего политические интриги.
К сожалению обе картины заметно уступали в легкости и непринужденности первой
и не имели большого успеха у зрителей. Потому и интересная роль Мазарини осталась
как-то в тени…
Новый век
Так уж случилось, что кинематограф не использовал многие актерские возможности
Анатолия Равиковича. Наверное, поэтому в своих интервью он признается, что не
любит кино. Оно, по мнению артиста, использует только то, что он уже сделал в
театре. Во всяком случае, кино для него - не творческая работа. Ну, какое может
быть творчество, считает артист, если ты приходишь на съемки, тебе дают текст,
или дали его вчера, и ты его выучиваешь здесь же, а потом играешь три-четыре дубля.
Творческая работа - это когда ты месяца два ищешь характер, пытаешься пробовать
один, потом другой вариант. Это очень тяжелая работа.
Тем не менее, Равикович продолжает сниматься в кино. С 2001 по 2005 годы он
сыграл Расплюева в двухсерийном фильме «Джокер» Михаил Козакова по пьесе Сухово-Кобылина
«Свадьба Кречинского», Тартарена в «Тартарене из Тараскона» Дмитрия Астрахана
(когда-то Равикович уже играл эту роль в спектакле в Театре комедии), старого
бухгалтера-зануду в семейной комедии «Операция «Эники-Беники»…
Приглашают актера (хотя и не так часто) и в сериалы. Его «сериальная» эпопея
началась еще с «Улиц разбитых фонарей», где он появился в образе сексота Цыплакова,
затем был забавный аптекарь в комедийном сериале «Вовочка», генерал Раевский в
«Поручике Ржевском»....
В 2008 году планируется выход очередного продолжения «Мушкетеров» - «Сокровища
кардинала Мазарини, или Возвращение мушкетеров», где Равикович вновь играет Мазарини.
Будет ли эта картина удачной? Время покажет.
Как можно заметить, Равикович чаще всего на экране появляется в комедийных
образах. На самом же деле, называть Равиковича комедийным актером было бы не правильно.
Он признается: «Для меня нет разницы между комедийной ролью и драматической. Для
меня важно, что это за роль, о чем она. Мне важно, чтобы там был человек, о судьбе
которого мне интересно рассказать. <…> Я руководствуюсь одним принципом:
интересен мне этот человек или не интересен. Мне интересна храбрость нехраброго
человека, то, как обычный человек, борясь со своей робостью, нерешительностью,
совершает поступок, превозмогая себя. <…> И моя задача - убедить зрителя
в том, что мы, обычные люди, способны на поступок, у нас должно найтись мужество
на то, чтобы отстаивать в жизни свои принципы. Вот такие вещи меня очень занимают».
Что же до театра, то Анатолий Юрьевич по-прежнему работает в Театре Комедии.
Работает не столь много – в основном он занят лишь в двух спектаклях: «Средство
Макропулоса» Карела Чапека и в «Старшем сыне» - удивительной, мудрой и вместе
с тем простой пьесе Вампилова. Периодически он появляется и на сцене Московского
театра имени Антона Чехова.
Питерский человек
Анатолий Равикович – питерский человек. У него есть свои, его родные привычки,
которые кому-то могут показаться смешными. Он любит поваляться на диване с книжкой.
Просто так посидеть. Ему не нужны какие-то суперденьги. Он не хочет перебираться
в Москву, ведь его устраивает и перелетная работа в столице. Он не хочет крутиться
и хвататься за любую работу. Артист любит устраивать праздники, когда на душе
празднично. Тогда он покупает водку, они с женой идут на рынок и просто сами себе
делают праздник, их праздник.
А еще Равикович верит в магическую силу искусства — вот придет человек в театр,
а спектакль его возьмет, да и преобразит! Верит, что такое может произойти чаще
с молодыми женщинами. С мужчинами хуже. Мужики в большинстве своем воспринимают
искусство как забаву. Женщины более восприимчивы. И это не правда, что театр не
влияет на жизнь. Не впрямую, не с первого раза, но воздействует и подчас весьма
благотворно.
Игорь BIN, Катя ТУР
Использованные материалы:
Ирина Алпатова, «Анатолий Равикович: «Если на мне поставят крест, пойду в шоферы»,
«Культура», №8, 27.02 – 05.03.2003, http://www.kultura-portal.ru
Ливси Елена, «В свое 70-летие он скрылся от поклонниц в Москве», «Комсомольская
Правда», Санкт-Петербург, http://spb.old.kp.ru;
Светлана Мазурова, «Анатолий Равикович: «Удача не обошла меня стороной», «Восточно-Сибирская
правда», 15.03.2003;
Марина Гуляева, «Анатолий Равикович: «Я - провинциал», «Белгазета» № 35, 15.09.03,
http://www.belgazeta.by;
Светлана Мазурова, «Сентиментальный Хоботов», «Российская газета», №4267, 12.01.2007;
«Народный артист России Анатолий Равикович отмечает 70-летний юбилей», http://www.newsru.com,
25.12.2006;
Татьяна Троянская, «Я стараюсь стать чистым листом», журнал «Театральные Новые
известия», 2006 г., http://teatr.newizv.ru;
Александра Гоганова, «Кино использует то, что ты уже сделал в театре», http://www.gzt.ru,
21.12.2006;
Сергей Урсуляк, «Дети Покровских ворот», Передача «Пестрая лента», ТВС, 23 июня
2002 г.;
Татьяна Троянская, «Анатолий Равикович», интервью, «Эхо Петербурга»;
Елена Града, «Анатолий Равикович», «Вести», Санкт-Петербург.