|     
 
Фильмография:
 1918 Тереза Ракен 
  1926 Катька - бумажный ранет 1926 Пограничный пост №17 
  1927 Парижский сапожник 
  1927 Дом в сугробах 
  1928 Мой сын - короткометражный 
  1928 Инженер Елагин 
  1929 Обломок империи 
  1930 Жизнь на полный ход 
  1930 Города и годы 
  1931 Станция Пупки 
  1932 Первый взвод 
  1932 Для вас найдётся работа 
  1932 Беглец – короткометражный 
  1934 Песнь о счастьи 
  1934 Королевские матросы 
  1934 Золотые огни 
  1937 Белеет парус одинокий 
  1949 Академик Иван Павлов 
  1950 Мусоргский 
  1950 Великая сила 
  1952 Римский-Корсаков 
  1954 Герои Шипки (СССР, Болгария) 
  1955 Княжна Мери 
  1956 Невеста 
  1957 Ленинградская симфония 
  1957 Дон Сезар де Базан - фильм-спектакль 
  1958 Дружок 
  1959 Сын Иристона 
  1960 Северная повесть 
  1960 Анафема - короткометражный 
  1961 Раздумья 
  1961 Иду к вам 
  1961 Две жизни 
  1961 Будни и праздники 
  1961 Барьер неизвестности 
  1962 Черёмушки 
  1963 Улица Ньютона, дом 1 
  1963 Собирающий облака - короткометражный 
  1963 Крыса на подносе - короткометражный 
  1963 Иоланта 
  1964 Ко мне, Мухтар! 
  1965 Сердце матери 
  1965 Перекличка 
  1965 Первый посетитель 
  1965 На одной планете 
  1965 Лебединая песня - короткометражный 
  1965 Год, как жизнь 
  1966 Каменный гость 
  1966 Зимнее утро 
  1966 Горькие зёрна 
  1966 Верность матери 
  1967 Татьянин день 
  1967 Они живут рядом 
  1968 Шаги по земле 
  1968 Рыцарь мечты 
  1969 Трое 
  1969 Весёлое волшебство 
  1970 Один из нас 
  1970 Крушение империи 
  1970- 1972 Руины стреляют... 
  1971 Красный дипломат. Страницы жизни Леонида Красина 
  1972 Надежда 
  1972 Карпухин 
  1972 Игрок  
  1972 Длинная дорога в короткий день 
  1973 Открытая книга 
  1973 Облака 
  1974 В то далёкое лето 
  1975 Звезда пленительного счастья 
  1975 Вариант "Омега" 
  1976 Спроси себя 
  1976 Сладкая женщина 
  1976 Сентиментальный роман 
  1976 По секрету всему свету 
  1976 Дни Турбиных 
  1977 Собака на сене 
  1977 Кольца Альманзора 
  1978 Искупление чужих грехов 
  1978 Емельян Пугачёв 
  1979 Удивительные приключения Дениса Кораблёва 
  1979 Незнакомка 
  1980 Таинственный старик 
  1980 Камила 
  1980 Государственная граница 
  1980 Амнистия 
  1981 Проданный смех 
  1981 Наше призвание 
  1981 Комендантский час 
  1981 20 декабря 
  1983 Среди серых камней 
  1983 И жизнь, и слёзы, и любовь 
  1986 Я — вожатый форпоста 
  1987 Под знаком Красного креста 
Режиссёр: 
  1928 Нота на колесах - короткометражный 
 
  | 
  
НИКИТИН 
  Фёдор Михайлович
 20.04 (03.05) 1900, Лохвица, Полтавская губерния – 17.07.1988, Москва 
Народный артист РСФСР (1969) 
  Лауреат Сталинской премии первой степени (1950, за роль в  фильме «Академик Иван Павлов») Лауреат Сталинской премии первой степени (1951, за  роль в фильме «Мусоргский») 
  Лауреат Главного приза Всесоюзного Кинофестиваля (1983, за  роль в фильме «И жизнь, и слёзы, и Кавалер Ордена Красной Звезды (1945) 
  Кавалер Ордена Трудового Красного Знамени (1980) 
  Кавалер Ордена Отечественной войны II степени (1985) 
Сын дворянина 
Фёдор Никитин родился в городке Лохвица Полтавской  губернии в дворянской семье. Его отец был генералом царской армии. Фёдор  поначалу пошёл по стопам отца, поступив в престижное военно-учебное заведение -  Пажеский корпус в Санкт-Петербурге. Но, проучившись недолгое время, предпочёл в  дальнейшем актёрскую карьеру.  
Уже в 16 лет Фёдор Никитин начал выступать на сценах  театров Одессы и Херсона. А через два года – в 1918-м – начинающий актёр снялся  в кино, исполнив эпизодическую роль рассыльного в драме «Тереза Ракен» по  роману Эмиля Золя. Впрочем, на экраны фильм так и не вышел, потому полноценный  дебют Фёдора в кино не состоялся. 
Театральная деятельность в 20-е годы 
В 1922 году Фёдор Никитин окончил  Вторую студию Московского художественного театра, после чего был принят в  труппу московского театра «Летучая мышь». К тому времени он женился, и у него  родилась дочь Наталья.   
В последующие годы Фёдор  Никитин совмещал работу на сцене с педагогической деятельностью – он руководил  московской детской студией «Потешное кольцо». В 1928 года Фёдор стал педагогом Государственного  Института кино, проработав в этой должности до 1931 года. 
Босяк вместо Яго 
К середине 20-х годов Фёдор  Никитин уже успел накопить опыт выступлений на сцене, демонстрируя умение  передавать психологические тонкости характеров своих героев. В определённый  момент у молодого актёра возникла потребность реализовать себя и в кино. Он  пришёл на Ленинградскую кинофабрику (позже преобразованную в студию  «Ленфильм»), где встретился с режиссёром Фридрихом Эрмлером. Молодой актёр  хотел сняться в какой-нибудь серьёзной роли и на вопрос «что он может сыграть»,  ответил: «Яго». Но советскому кинематографу тех лет было не до Шекспира. Эрмлер  ставил социальную драму «», повествующую об обитателях  петроградского «дна», и предложил Фёдору сыграть босяка Вадьку Завражина. 
Хотя роль босяка была  несколько не тем, на что рассчитывал Фёдор, он всё-таки согласился и взялся за  работу со всей серьёзностью. Актёр в поисках верного решения образа не раз  бывал на Лиговке, посещал ночлежные дома. В итоге он сумел найти очень интересный  подход к своему персонажу. Вместо того, чтобы просто представить Вадьку  отрицательным персонажем, в чём-то жалким и смешным, Фёдор Никитин пошёл дальше  и представил зрителям глубокий психологический портрет опустившегося  интеллигента, человека безвольного, но сумевшего сохранить на дне души доброту  и благородство. Образ Вадьки получился многогранным и достоверным, сочетающим  комические, лирические и драматические моменты.  
Фильм «Катька - бумажный ранет»  вышел на экраны в декабре 1926 года.  И  зрители, и критики с восторгом встретили эту картину, а зарубежная пресса и  вовсе окрестила Фёдора Никитина «Чаплиным русских степей». 
Кинороли 1927-1937 годов 
Роль Вадьки Завражина стала хорошим  стартом кинокарьеры Фёдора Никитина. Об актёре заговорили, как о серьёзном  актёре с самобытным почерком, и стали активно приглашать в другие кинокартины.  В последующие годы Никитин снялся более чем в десятке фильмов. Наиболее  значимыми стали работы всё у того же Фридриха Эрмлера. Так в драме «Дом в  сугробах» он сыграл скромного интеллигентного Музыканта, в социальной драме «Парижский  сапожник» - страстного, отличающегося душевной чистотой глухонемого Кирика, а в  драме «» актёр блестяще создал образ унтер-офицера Филимонова, контуженного  во время войны и потерявшего память. Каждый из образов отличался точной  проработкой, психологической глубиной. Какая гамма чувств, например, отражается  на лице Филимонова, пытающегося понять новый мир, найти в нём своё место. 
К середине 30-х годов Фёдор  Никитин был уже очень известным актёром. Но немое кино, в котором он блистал  ушло в прошлое, наступила эра звукового кинематографа. На какое-то время актёр  остался невостребованным.  Единственной  заметной работой второй половины 30-х стала роль коллежского советника Бачея,  чудаковатого мужчины с добрым сердцем в детском приключенческом фильме «Белеет  парус одинокий», вышедшем в 1937 году. 
Предвоенные годы - Ленинградский Новый ТЮЗ 
В 1936 году Фёдор Никитин  пришёл в труппу ленинградского Нового ТЮЗа. Этой сцене он прослужил до 1941  года. Актёр был занят в спектаклях: «Третья верста» (капитан Курганов), «Сказки  Пушкина» (богатырь), «Борис Годунов» (отец Пимен и капитан Маржерет), «Снежная  королева» (Советник) и других. 
Годы Великой Отечественной войны 
Когда грянула Великая  Отечественная война Фёдор Никитин ушёл добровольцем на фронт. Он  непосредственно участвовал в боевых действиях в должности командира пулеметного  взвода. Позже по приказу командования Никитина перевели в агитвзвод Ленфронта,  где он ставил спектакли и сам играл в них. 
В 1943 году Фёдор Никитин,  оказавшийся в Ленинграде, вошёл в труппу образованного Блокадного театра.  Артисты театра в эти суровое, тяжелейшее время выполняли важнейшую работу по  поддержанию духа населения. Впоследствии Блокадный театр был преобразован в Ленинградский  Драматический театр имени В. Ф. Комиссаржевской, в котором продолжил служить  Фёдор Никитин. 
Возвращение в кинематограф 
В 1948 году состоялось  возвращение Фёдора Никитина в кино – он вновь стал актёром киностудии  «Ленфильм» и спустя год снялся в историко-биографической драме режиссёра Григория  Рошаля «Академик Иван Павлов», где исполнил роль профессора Званцева. За эту  работу актёр был удостоен Сталинской премии. 
В это время в Советском Союзе снималось  мало фильмов (его ещё назвали периодом «малокартинья»). Среди того, что  выходило на экраны, преобладали киноленты историко-биографической  направленности. Помимо «Академика Ивана Павлова» Фёдор Никитин снялся ещё в  паре таких картин – «Мусоргский» (где создал образ Александра Сергеевича  Даргомыжского) и «Римский-Корсаков» (где сыграл Великого князя). Роль  Даргомыжского принесла Фёдору Михайловичу ещё одну Сталинскую премию. 
В середине 50-х Никитин  отметился заметными ролями лорда Дерби в историческом советско-болгарском  фильме «Герои Шипки», князя Лиговского в фильме «Княжна Мэри», поставленном по  роману Лермонтова «Герой нашего времени», и священника отца Андрея в мелодраме «Невеста»  по одноимённому рассказу Чехова. 
Возрастные роли в кино 
С возрастом Фёдор Никитин стал  активно сниматься в кино. Исполнял он совершенно непохожие друг на друга роли,  как правило второго, третьего плана, а то и вовсе в эпизодах. Случались,  конечно, в его биографии проходные, малозначимые роль, но в основном благодаря яркой  индивидуальности актёра создаваемые им персонажи оставались в памяти зрителей. Среди  ролей 60-х годов необходимо отметить таких разноплановых персонажей, как горячо  любящего свою дочь короля Рене в красивом музыкальном фильме Владимира  Гориккера «Иоланта», поставленном по одноимённой опере (1963), и казначея, в  глазах которого бушует неукротимая ненависть к большевикам в социальной драме «Первый  посетитель» (1965).  
Гораздо больше интересных  образов Фёдор Никитин создал в 70-е годы. Это и строгий гимназический сторож Максим,  гоняющий подростков в драме «Дни Турбиных» (1976), и опытный аналитик, немецкий  генерал барон фон Шлоссер в военно-шпионском фильме «Вариант "Омега"»  (1975). В драме «Открытая книга» (1973) актёр блестяще исполнил роль ссыльного  профессора Лебедева, а в музыкальном фильме «Собака на сене» (1977) - мажордома  Оттавио. В памяти юных зрителей Фёдор Никитин остался, как мудрый,  интеллигентный Сергей Петрович по прозвищу «Кол». Данную роль актёр исполнил  дважды – в фильмах «» (1976) и «» (1979), поставленным по «Денискиным рассказам» Драгунского. 
Последние роли в кино 
В возрасте 83 лет Фёдор  Никитин снялся в драме Николая Губенко «И жизнь, и слезы, и любовь», исполнив  одну из главных ролей - Павла Андреевича Крупенина. Добрая, человечная  кинокартина, заставляющая задуматься о приближающейся старости, об отношении к старикам,  получила ряд призов на различных всесоюзных и международных кинофестивалях. Был  отмечен и Фёдор Никитин, получивший Главный приз Всесоюзного Кинофестиваля 
На момент создания фильма «И  жизнь, и слезы, и любовь» Фёдор Михайлович уже был серьёзно болен, однако он  продолжал сниматься в кино. В 1986 году он исполнил роль учителя Сергея  Вениаминовича Туманова в детской киноповести «Я - вожатый форпоста», а 1987  году сыграл Матвея Семеновича Березанцева в 2-х серийной драме «Под знаком Красного  Креста». Эта роль стала его последней работой в кино. 
В последний год жизни Фёдора  Михайловича его сын от второго брака режиссёр и актёр Михаил Никитин определил  больного отца в больницу. Однако тот попросил перевести его в Дом кинематографистов  в Матвеевском. Там и прошли последние дни выдающегося актёра. 
Фёдор Никитин скончался 17  июля 1988 года. Похоронили его в Москве на Ваганьковском кладбище. 
Игорь BIN 
Использованные материалы: 
  «Никитин Фёдор Михайлович – Чтобы помнили», https://chtoby-pomnili.livejournal.com 
  Страница Фёдора Никитина на сайте Википедия  
   
   
  |