НИКИТИЧ 
(Соедов) 
Николай Николаевич
 12.05.1889, Москва – 1963, Москва 
 
 Детство 
Николай Соедов (это настоящая фамилия актера) родился в семье драматурга Николая 
Никитича Соедова (после революции отец служил в отделе народного комиссариата 
просвещения). Мама Николая Александра Александровна Соедова (в девичестве – Безсонова) 
занималась домашним хозяйством, воспитывала семерых детей. 
Любовь к театру у Николая возникла еще в детстве. Он активно принимал участие 
в спектаклях различных любительских и полупрофессиональных коллективов. При этом 
сцена, по поры до времени, не мешала мальчику учиться на «отлично» в Московском 
реальном училище Вознесенского. В 1910 году Николай Никитич окончил обучение, 
и вот тут-то увлечение театром сказало свое слово – не сумев, как следует, подготовиться, 
он провалил вступительные экзамены в институт гражданских инженеров. 
Служба 
По настоянию родителей Николай Соедов поступил в Московское Алексеевское военное 
училище, хотя сам никакого интереса к службе не испытывал. Когда началась Первая 
мировая война Николай был призван на фронт и до 1917 года принимал участие в боевых 
действиях на австро-германском фронте. Однако и там он сумел реализовать свою 
тягу к сцене, выступая в спектаклях гарнизонного собрания. 
В те же годы Николай Соедов женился на Надежде Константиновне Пятницкой. Вскоре 
у супругов один за другим родились двое сыновей. Их судьба в дальнейшем сложилась 
трагически – младший умер в 1920-м году, старший утонул в 1925-м. 
Среди солдат Николай Соедов пользовался большим авторитетом, и, когда грянула 
революция 1917 года, он был выбран председателем полкового комитета. Когда же 
к власти пришли большевики, он добровольно поступил в мобилизованный отдел Губвоенкомата. 
А поскольку в ведении Губвоенкомата находился Театр комедии и драмы имени Подвойского, 
то у Николая появилась возможность с разрешения руководства совмещать свою работу 
с выступлениями на сцене. 
Театральные зигзаги судьбы 
В 1919 году Николай Соедов демобилизовался, поселился с женой и детьми в Херсоне 
и поступил в труппу драматического театра под руководством Молчанова. Спустя год 
он вместе с семьей перебрался в Одессу, где продолжил свою театральную деятельность 
в Первом красном театре Политпросвета Губвоенкомата и других театральных коллективах 
города. На короткое время выезжал работать в Тирасполь в 1-й советский театр. 
Следующее десятилетие Николай Соедов изрядно колесил по стране. С конца 1921 
года по 1923 год он жил с супругой в Москве, где играл в театрах «Аквариум» и 
Тиволи». Затем один сезон работал в качестве актера и режиссера в театре города 
Скопина. В 1924 году вернулся в столицу и год выступал в разных театральных коллективах. 
В 1925 году работал в театре Красноярска, с 1926 года по 1929 год – в Иркутском 
городском театре, с 1929 по 1930 годы - в театрах Хабаровска и Владивостока. 
Предвоенное десятилетие 
В 1930 году Николай Соедов вернулся (теперь уже окончательно) в Москву. Он 
вошел в труппу Театра Красной Армии и сменил фамилию «Соедов» на сценический псевдоним 
«Никитич», взяв в этом качестве отчество отца. В Театре Красной Армии актер проработал 
до начала Великой Отечественной войны, выступал в спектаклях как классического, 
так и современного репертуара. Кроме того Николай Николаевич занимался общественной 
и преподавательской деятельностью. 
В 1937 году Николай Никитич дебютировал в кино небольшой ролью в историко-революционном 
фильме режиссеров Михаила Ромма и Дмитрия Васильева «Ленин в Октябре». За первой 
ролью последовали и другие: Иван Васильевич в детском фильме «Молодые капитаны», 
Федор Зотов в историческом фильме «Минин и Пожарский», народный судья Павел Иванович 
в драме Ивана Пырьева «Любимая девушка». 
Самой заметной работой Николая Никитича в предвоенный период могла стать его 
роль в комедии Бориса Барнета «Старый наездник». Картина рассказывала о жизни 
ипподрома и судьбе 64-летнего наездника Ивана Сергеевича Трофимова (эту роль исполнил 
Иван Скуратов), который из-за последних неудач был вынужден уйти на пенсию. А 
проигрывал он забеги другому немолодому наезднику Павлу Николаевичу, которого 
и сыграл Николай Никитич. 
Грамотно выстроенный сценарий, хорошие актерские работы – все это должно было 
обеспечить большой успех картине, однако в дело вмешалась цензура. В «Старом наезднике» 
цензоры усмотрели пропаганду жажды наживы и очернение колхозного строя. В результате 
картину положили «на полку» на 20 лет. 
40-е – 50-е годы. Театр и кино 
В 1941 году, с началом войны, Театр Красной Армии был эвакуирован. Николай 
Никитич до 1942 года проработал во Всесоюзном гастрольно-концертном объединении. 
В 1942 году Никитич стал артистом Московского театра оперетты. Здесь он проработал 
15 лет вплоть до ухода на пенсию в 1957 году. На сцене театра оперетты он играл 
в спектаклях: «Сильва» (Ферри и князь Ронс), «Марица» (Пенижек), «Моя Гюзель» 
(отец Гюзель), «Свадьба в Малиновке» (Нечипор), «Парижская жизнь» (месье Жан), 
«Принцесса цирка» (Пеликан), «Суворочка» (генерал Толбухин) и других. 
В 50-е годы Николай Никитич продолжал регулярно сниматься в кино. Однако исполнял 
он небольшие роли, которые порой даже не упоминались в титрах. Нередко его героями 
становились доктора. Единственную главную роль в эти годы актер исполнил в короткометражном 
фильме режиссера Эдуарда Бочарова «Ванька», поставленном по одноименному рассказу 
А.П.Чехова. 
Скончался Николай Никитич в 1963 году. Похоронен на Ваганьковском кладбище. 
 
Игорь BIN 
Использованные материалы: 
Алексей Тремасов. Биография Николая Никитича. http://tremasov.ucoz.ru  |