Актеры советского и российского кино
|
|||||||||||||
|
.:: КИНОФИЛЬМЫ ::. Комедия "Покровские ворота" Режиссёр: Михаил Козаков.
Премьера: 11 февраля 1983 (ТВ). Герои фильма: Другие персонажи:
Эпизоды: Рецензия от Алекса Экслера
Я попрошу без
амикошонства! На машине поедем, внизу
стоит! Значит, женатик ты теперь -
окончательный! Высокие! Высокие отношения! К трем вернемся - чтоб был
дома! А кто не пьет? Назови! Нет, я
жду! СССР, конец пятидесятых прошлого столетия. Юный Костик Ромин (Олег Меньшиков) приезжает в Москву, чтобы учиться на историческом. Добрая тетя Алиса Витальевна (Софья Пилявская), счастливая обладательница аж двух комнат в коммуналке, безвозмездно приютила племянника, отдав в его владение одну комнату. У Алисы Витальевны в этом есть свой резон: в настоящее время удел милейшей женщины - одиночество, беллетристика и киношечки, создатели которых по-прежнему в большом долгу перед обществом, а присутствие Костика позволяет ей наблюдать игру страстей в непосредственной близости от Покровских ворот. И Костик, как человек молодой и увлекающийся, эту игру страстей развернул перед Алисой Витальевной и другими жителями коммуналки во всем блеске. Впрочем, в самой коммуналке страсти бурлят почище, чем на студенческой вечеринке. Главным катализатором кипятильного процесса является непостижимый и временами ужасный Аркадий Варламович Велюров (Леонид Броневой) - мастер художественного слова, чей жанр - сатира и фельетоны. Произведения, из которых Аркадий Варламович черпает свои сатирические художественные слова, поставляет ему щекастый автор Соев (Евгений Моргунов). Однако автор в последнее время сильно сдал, равно как и его стихотворные образы, а тут еще супруга автора Ольга Яновна (Наталья Крачковская) с утра до вечера кадит мужу фимиам, что отрицательно сказывается на творческом процессе. Поэтому Аркадий Варламович крепко пьет, потому что в противном случае тонкая и ранимая душа мастера не смогла бы вынести позора мелочных обид.
Ну а дальше - внезапно вспыхнувшая любовь Аркадия Варламовича к пловчихе Свете (Татьяна Догилева), черное негодяйство Костика и последующая внезапная любовь историка к юной Маргарите (Валентина Воилкова), брак Маргариты Паллны, внезапная любовь Хоботова к медицинскому работнику Людочке (Елена Коренева), а также выигрыш наших в футбол со счетом 3:2, что приводит в восторг меланхоличного дворника Азиза. В общем, страсти будут кипеть - уж вы, мамочка, не сомневайтесь! ***
Началось все с пьесы Леонида Зорина "Покровские ворота", которую Михаил Козаков поставил в 1974 году в Театре на Малой Бронной. Зорин писал пьесу о себе и своих юношеских воспоминаниях: прототипом Костика был сам Леонид, а прототипом юной Маргариты - будущая жена Зорина. Козакову очень нравилась эта пьеса, и он решил сделать по ней фильм. Однако в "Мосфильме" эту идею встретили без особого восторга. В частности, Данелия сказал, что, на его взгляд, сценарий фильма - весьма неудачный. Тогда Козаков решил отказаться от "Мосфильма" и сделать телефильм. Зорин утвердил сценарий, написанный Козаковым и его соавтором Шевцовым, и Козаков собрался запускать фильм в производство.
Тем не менее Козакову не отказали, но потребовали схемы "нефть в обмен на продовольствие" - в смысле, сыграть Дзержинского в обмен на разрешение начать съемки "Покровских ворот". Деваться было некуда, и Козаков сыграл Дзержинского, причем блестяще. Однако добро на съемки так и не давали. Козаков писал гневные письма и ходил на прием к начальству, которое его футболило так же, как Маргарита Паллна отправляла Савву Игнатьича в магазин, если бы не Софья Пилявская (Алиса Витальевна из фильма), которая сумела убедить начальство в том, что картина нужна советскому зрителю, вполне возможно, что "Покровские ворота" так и не сняли бы.
Потом Козаков решил, что так как речь идет о коммуналке, то актеры должны быть неизвестными, и пригласил на роли Хоботова, Маргариты Паллны и Саввы Игнатьевича театральных актеров, которые в кино почти не появлялись. Только на роль Велюрова была приглашена безусловная звезда - великолепнейший Леонид Броневой, но Велюров и был по фильму звездой эстрады, так что это вписывалось в концепцию.
Меньшиков был призван пред светлые очи Козакова, сразу ему понравился, после чего Олег с Татьяной Догилевой разыграли сцену первого появления Светы в коммуналке - и Меньшиков тут же был утвержден на эту роль. На роль Риты искали актрису, которая была бы похожа на жену Леонида Зорина, и нашли Валентину Воилкову (она также играла маленькую эпизодическую роль фрейлины в "Обыкновенном чуде").
Однако отзывы богемной тусовки - это еще не все. Главным для Козакова было то, как картину примут зрители. А они ее тогда так и не увидели, потому что случилось страшное: актриса Елена Коренева вышла замуж за американца и предала Родину (в смысле, уехала в Штаты), поэтому два фильма Козакова, в которых Коренева играла эпизодические роли, просто "легли на полку".
Вот такими весьма сложными и извилистыми путями картина все-таки была снята и дошла до зрителя. Сейчас страшно подумать, что этой картины могло и не быть. Потому что "Покровские ворота" - это действительно всенародно любимый фильм, классика из классик, шедевр из шедевров. Почему? Да потому что почти невозможно найти другой такой фильм, где каждый эпизод, каждая фраза вызывали бы просто восторг - до того это потрясающе снято.
Впрочем, вероятно, нет смысла восторгаться, восхищаться и рассыпаться в комплиментах. Наверняка практически все видели этот чудесный, легкий, невероятно остроумный, ностальгический, светлый и радостный фильм (несмотря на насилие, произведенное над Хоботовым), поэтому нечего и рассказывать о том, насколько это замечательная картина. Да, в картине есть определенные недостатки. Например, коренные москвичи удивляются тому, что главной темой в фильме "Покровские ворота" звучит "Ах, Арбат, мой Арбат" - это все равно что в фильме о киевском Подоле пустить главной темой песню о Крещатике... Да, там есть также некоторые временные и монтажные ляпы (символ олимпийского мишки на курточке ребенка, современная электричка, бурный рок-н-ролл в 56-м году, прозрачный скотч на бумажной пилотке Хоботова, какая-то непонятная дама рядом с Костиком в сцене свадьбы, осенний листопад весной и так далее). Но зрители любят даже эти ляпы. Это как один ма-а-а-а-аленький недостаток у почти идеальной красавицы - он только придает очарования.
P.S. Кстати, весьма рекомендую отреставрированную версию картины, недавно выпущенную кинообъединением "Крупный план", - действительно лента очень здорово улучшена. И даже звук разложен на пять каналов - мотоцикл Савранского бьет по ушам из тыловых колонок. P.P.S. Уже в качестве постскриптума мне хотелось бы раскрыть глаза общественности на весьма противоречивую и неоднозначную личность Костика. Ведь он в действительности - очень сомнителен, как справедливо заметил Аркадий Варламович. Итак... Долгое время я считал, что Костик - это фактически герой того самого времени: молодой, холостой, незарегистрированный, веселый, жизнерадостный, неунывающий, шустрый и обаятельный. Подкалывает Велюрова, отдает должное талантам Саввы Игнатьича, успешно защищается от Маргариты Паллны, покровительствует Хоботову и любвеобилен, любвеобилен, любвеобилен так, как может быть любвеобильным студент исторического факультета вблизи Покровских ворот. Но, как следует проанализировав поведение этого персонажа в фильме "Покровские ворота", я пришел к выводу, что Костик - в сущности, подлый негодяй! Вот смотрите...
2. Подрабатывает, делает людям новые торсы. Учитывая совершенно субтильное телосложение самого Костика, можно с уверенностью сказать, что он только морочит людям головы! Как он может делать людям новые торсы, если он сам - полный хлюпик? Так что это тоже - профанация. Уничтожение второго стереотипа. 3. Тетю развлекает - да, факт. Она видит кипение страстей в непосредственной близости от Покровских ворот. Но одновременно Костик ложится на несчастную тетю тяжким бременем! Воду тратит? Со страшной силой - моется в душе постоянно! Электричество тратит? Еще как! Плюс - осложняет взаимоотношения тети с дружным коммунальным коллективом.
Ну и кроме того - Света! Была и нету! Этот негодяй закадрил Светлану в тот момент, когда между ней и Велюровым тоненьким ростком пробивалось нежное чувство. Закадрил практически в присутствии самого мастера художественного слова! Презрев не только простейшие правила дружбы, но и все правила социалистического общежития! Причем заметьте - у Костика к Светлане как раз нет никакого светлого чувства. Только похоть. Он ее поматросил - и бросил. Причем после этого совершенно цинично предложил Велюрову воспользоваться обесчещенной девушкой.
6. Хоботов. Казалось бы, милейший человек! Но и его Костик ухитрился достать до невозможности! Прямо перед Хоботовым издевается над Людочкиным сердечным сочувствием к трагической судьбе великих поэтов и писателей! Немедленно сдает Хоботова со всеми потрохами Маргарите Паллне (по поводу фресок Новодевичьего). Ну и в конце концов - устраивает побег Хоботова в критический момент его жизни, когда он может окончательно пропасть без Маргариты Паллны и Саввы! Теперь Хоботов непременно пропадет! А Костик постепенно расселит всю эту коммуналку и устроит в ней публичный дом - с его-то пристрастиями!
Костик - не наш герой! Наш герой - Велюров! Человек искренний, ранимый, но совершенно честный и не циничный. Плюс - мастер художественного слова. Ну да, пьет. А кто не пьет? Костик, например, тоже пьет. Только это тщательно скрывает по своей плутовской сущности. А Велюров не имеет привычки что-либо скрывать от общественности! Если он не в состоянии - он честно скажет, что не в состоянии. Не то что этот Костик - мол, пойдемте книжки читать, изучать труды... Так что я предлагаю заклеймить Костика несмываемым позором и настоящим героем считать очаровашку Велюрова! Автор – Алекс Экслер
|
|
© 2003-2016 RUSactors.ru / Использование сайта http://rusactors.ru/ означает полное и безоговорочное согласие с условиями пользовательского соглашения. |
|