Актеры советского и российского кино


ЮМОР, ПРИКОЛЫ * ФОТО АЛЬБОМ * ГОЛОСОВАНИЕ-АКТЁРЫ + ГОЛОСОВАНИЕ-ФИЛЬМЫ
ЭРОТИЧЕСКИЕ ФОТО * ОБОИ * ТЕМАТИЧЕСКИЕ ПОДБОРКИ ФИЛЬМОВ * ФИЛЬМЫ по ГОДАМ

Зоя Баранцевич_Фото_Актеры советского и российского кино

Фото альбом

Фильмография:

1914 Анна Каренина
1914 Девушка из подвала
1915 Дочь истерзанной Польши
1916 У голубого озера
1916 Сын мой, где ты?
1916 Смерч любовный
1916 Сказка синего моря
1916 О, ночь волшебная, полная неги
1916 Нина
1916 Нелли Раинцева
1916 Марионетки рока
1916 Курсистка Таня Скворцова
1916 Кто загубил?
1916 Загадочный мир
1916 Жизнью смятые души
1917 Черная любовь
1917 Сумерки
1917 Революционер
1917 Набат
1917 Княжна Лариса
1917 Вдова
1918 Настя-босячка
1918 Тереза Ракен
1918 Поэт и падшая душа
1918 Мисс Мэри
1918 Эпизод любви
1919 Чаша искупления
1919 Фауст
1919 Настоящая женщина
1919 Мы выше мести - короткометражный
1919 Любовь всегда побеждает
1919 Доктор Паскаль
1919 Два гусара
1919 Герасим и Муму
1919 Володя и Володька
1920 Последний вальс
1920 Народ - сам кузнец своего счастья - короткометражный
1920 На мужицкой земле
1921 Все в наших руках
1922 Призрак бродит по Европе
1922 В вихре революции
1923 Последняя ставка мистера Энниока
1923 Хозяин черных скал
1923 Хмель
1923 Не пойман - не вор
1924 Слесарь и канцлер
1928 Трое

Сценарист:
1916 Чертово колесо
1916 Умирающий лебедь
1916 Сказка синего моря
1916 О, если б мог выразить в звуках...
1916 Марионетки рока
1916 Легенда черных скал
1916 Кто загубил?
1916 Это было весной
1917 Распятая любовь
1917 Жена прокурора
1917 Власть демона

БАРАНЦЕВИЧ
Зоя Фёдоровна

1896, Москва – 01.12.1952, Москва

Начало

Зоя Баранцевич родилась и выросла в Москве. В 1910-е годы, совсем юной, она начала выступать на столичной провинциальной сцене, принимая участие в антрепризах. Также играла на сцене драматического театра в Ростове-на-Дону, где её учителем был известный мастер сцены режиссёр Константин Александрович Марджанов.

Китти – дебют на киноэкране

Дебют Зои Баранцевич на киноэкране состоялся в 1914 году. Режиссёр Владимир Гардин после первых же проб утвердил актрису на роль Китти в экранизации знаменитого романа Льва Толстого «Анна Каренина». Как рассказывала сама Зоя Фёдоровна, к этой работе она приступила, не имея никакого понятия о технике создания фильма, и потому чувствовала огромное волнение. Многое для неё в процессе работы стало открытием – порядок съёмок (когда могли снимать сначала середину фильма, потом финал, а затем начало), декорации, свет, словом всё отличалось от привычного её театра.

Вместе с тем работа для молодой, начинающей актрисы оказалась очень интересной и увлекательной. Зоя Баранцевич с теплотой вспоминала Владимира Гардина, по её словам чуткого и внимательного режиссёра, который мог выявить в актёре всё необходимое для создания образа. А актриса Мария Германова, которая также пришла в кино из театра, восхитила её своей глубиной творчества и умением найти в новом для себя искусстве новые краски и детали. В таком коллективе работалось легко, и потому образ Китти буквально возник в самой актрисе и в итоге получился убедительным и достоверным. А сам фильм стал ярким явлением в российском дореволюционном кинематографе.

Дореволюционный период творчества

В течение нескольких лет Зоя Баранцевич активно сотрудничала с одним из самых крупных и знаменитых российских киноателье – акционерным обществом Александра Ханжонкова. Она снималась у самых разных кинорежиссёров, создавая, главным образом образы молодых девушек с драматическим, трагическим, а порой и мистическим уклоном. При этом нередко присутствовали мотивы самопожертвования, обманутой или несчастной любви и т.д.

Одной из самых известных работ актрисы этого периода стала роль в мистической драме режиссёра Евгения Бауэра «Загадочный мир», где актриса сыграла молоденькую сентиментальную панну Ванду, влюблённую в председателя клуба эстетов. Роль председателя исполнил Амбарцум Бек-Назаров, который в своих воспоминаниях отмечал продуманную и выверенную игру, неистощимые изобретательность и находчивость актрисы, сочетающиеся со скромностью и какой-то невиданной чистотой мыслей и взглядов. По его словам, работать с Зоей Баранцевич было одно удовольствие. К сожалению, этот фильм, как и многие другие, не сохранился.

Сама актриса «этапным моментом» для себя в кино называла роль Тани Скворцовой в драме Никандра Туркина «Курсистка Таня Скворцова». Фильм отличался простым и правдоподобным сценарием (в отличие от большинства других, грешивших надуманностью и через чур сложными, перегруженными интригами), а также определёнными новаторствами. Здесь впервые в российском кино был применён крупный план.

Также стоит отметить музыкальный фильм Евгения Бауэра «Нина», в котором героиней актрисы стала Нина Астафьева. В этой ленте режиссёр предпринял попытку создания психологической драмы на основе музыкального материала.

Яркой работой актриса стала роль дочери лесника Любы в драме Никандра Туркина «Кто загубил?». В этом фильме героиню Зои Баранцевич насильно выдавали замуж, но она продолжала видеться с любимым и итоге погибала от руки ревнивого мужа. Кстати, сценарий к этому фильму написала сама Зоя Баранцевич. В своих воспоминаниях она признавалась, что потребность в литературном творчестве возникла, когда стало «тесно» в рамках тех сценариев, которые предлагались.

Её перу принадлежали сценарии кряду других фильмов (а также стихи и проза), а писала она их под псевдонимом Людмила Случайная. Далеко не во всех актриса снималась сама. Так в фильме по её сценарию «Умирающий лебедь» главную роль исполнила Вера Каралли, а в фильме «Жена прокурора» - Аста Грай.

Революционные годы. Крым, Ялта

1917 год стал переломным в жизни страны, вовлечённой в жернова революции. Весной этого года Александр Ханжонков вместе с большинством сотрудников своей компании перебрался в Крым, в Ялту, где и организовал кинопроизводство. За ним последовала и Зоя Баранцевич.

К этому периоду творчества Зои Баранцевич относятся такие её роли, как: Ханка в любовной драме Андрея Громова и Льва Кулешова «Сумерки», Ирина в любовной драме Ольги Рахмановой «Эпизод любви», Тереза Ракен в драме Бориса Чайковского «Тереза Ракен» (по роману Эмиля Золя), Анна Федоровна Зайцева в драме Ивана Перестиани «Два гусара» (по повести Льва Толстого), Тэсс д'Эрбервиль в драме Бориса Чайковского «Настоящая женщина».

Во многих фильмах героиням актрисы доставалась нелёгкая судьба. В драме Бориса Чайковского «Поэт и падшая душа» Зоя Баранцевич сыграла Соню Муратову, когда-то соблазнённую и брошенную оперным певцом, и теперь вынужденную стать на скользкий путь проститутки. Судьба даёт ей шанс на спасение в лице писателя Красова, который, влюбившись в неё, увозит женщину из публичного дома. Но ничего хорошего из этого не выходит…

Агиткино 1919-1922 годов

В 1919 году Зоя Баранцевич вернулась в Москву. Советский кинематограф на заре своего становления был ориентирован, прежде всего, на агитационные фильмы. Одной из первых её работ в новых условиях стала роль генеральской дочки, перешедшей на сторону «красных» в картине Никандра Туркина «Мы выше мести», поставленной к первой годовщине Красной Армии. Основная идея картины состояла в том, что Советская власть не преследует по классовому признаку людей, порвавших со своим прошлым и искренне помогающих в строительстве новой жизни.

В последующие годы Зоя Баранцевич снялась в агитационных лентах Юрия Желябужского «Народ - сам кузнец своего счастья» (о борьбе Красной Армии и трудового украинского народа против белополяков и белогвардейских банд), Владимира Гардина «Призрак бродит по Европе» (о революционных событиях в вымышленном государстве) и ряде других фильмах.

Советский кинематограф. 1923 – 1928 годы

Когда социально-политическая жизнь в Советском государстве нормализовалась, возникла необходимость в художественном кинематографе. Режиссёр Владимир Гардин одним из первых вернулся к жанру экранизации, взяв за основу своей новой кинокартины «Последняя ставка мистера Энниока» рассказ Александра Грина «Жизнь Гнора». На главную женскую роль куртизанки Кармен Редж он пригласил свою давнюю знакомую Зою Баранцевич. Фильм получился весьма далёк от первоисточника, поскольку в отличие от романтической книги Грина носил явный социально-классовый характер.

У Владимира Гардина Зоя Бранцевич снялась ещё пару раз - в социальной драме «Хмель» (по мотивам одноимённой повести Л. Никулина) она исполнила роль Анны Загариной а в политическом памфлете «Слесарь и канцлер» (по мотивам пьесы А. Луначарского) -графиню Митси. Кроме того актриса в 1923 году снялась в комедии Петра Чардынина «Хозяин черных скал», где сыграла рыбачку Армелу, лишившуюся рассудка после пережитого крушения ее лодки в открытом море.

Последней работой Зои Баранцевич в кино стала роль в детском фильме Александра Соловьёва «Трое» по сценарию поэта Владимира Маяковского, навеянном знаменитым произведением О.Генри о вожде краснокожих.

Дальнейшая судьба

Время немого кинематографа закончилось в 1931 году. На экраны пришли звуковые фильмы, и далеко не все актёры смогли приспособиться к новым условиям. Ушла из профессии и Зоя Баранцевич. Некоторое время она служила на технической должности в правлении Всероссийского Театрального Общества. В 1939 году играла в Серпуховском драмтеатре.

О своей жизни Зоя Баранцевич рассказала в воспоминаниях «Люди и встречи в кино», которые, к сожалению, остались незаконченными.

Ушла из жизни Зоя Фёдоровна 1 декабря 1952 года. Её похоронили на 10 участке Ваганьковского кладбища.

Игорь BIN

Использованные материалы:
А. И. Бек-Назаров, «Записки актeра и кинорежиссера» (Москва, 1965)
Зоя Баранцевич, «Люди и встречи в кино» (Кино и время. Москва, 1965)

© 2003-2016 RUSactors.ru / Использование сайта http://rusactors.ru/ означает полное и безоговорочное согласие с условиями пользовательского соглашения.