Заслуженная артистка РСФСР (1970)
Народная артистка России (1994)
Приз VIII Международного смотра фильмов в Красном кресте и Красном Полумесяце
в Варне за лучшее исполнение женской роли в фильме "Ищу человека" (1973)
Премия VIII ВКФ спортивных фильмов во Фрунзе
Лауреат премии "Ника" (1991, 1992)
Детство
Ахеджакова родилась в Днепропетровске в театральной семье. Отец
был главным режиссером Майкопского драматического театра. Какое-то
время он пел в оперетте (у него был замечательный слух). Мать
работала актрисой в том же театре.
Это было послевоенное время: вокруг полная нищета и разруха.
Спектакли шли каждый день, без выходных. Людям, пережившим войну,
нужен был театр, где бы они могли забыться и хоть чуть-чуть порадоваться,
посмеяться и увидеть сказку. Люди отдыхали и заряжались энергией.
Каждый вечер какая-то часть труппы ехала в деревню, или в какой-нибудь
район, или в другой город, а какая-то на месте играла.
Актерам приходилось играть в продуваемых всеми ветрами не отапливаемых
клубах. В таких условиях мама Ахеджаковой Юлия Александровна,
больная туберкулезом, играла леди Мильфорд в спектакле "Коварство
и любовь".
Ахеджакова о маме: "Она где-то лет в двадцать семь решила
помочь своему театру распространять билеты. Вот она в эту жару
набегается как "борзая", придет, ведро холодной воды
на себя выльет - и опять в театр. И сначала воспаление легких,
потом еще воспаление легких, а потом и туберкулез. А лежать нельзя,
надо работать, и болезнь запустили. В городе много было туберкулезников
- после войны эта болезнь свирепствовала повсюду. И вот, мою маму,
с четырьмя кавернами в легких, затягивали в корсет… Какая же это
актерская самоотверженность - в жару, в корсете, в парике, с наклеенными
ресницами терзать себе душу в течение двух-трех часов, а потом
за кулисами кашлять кровью. Бабушка умерла, а она в этот день
играла Сюзанну из "Женитьбы Фигаро": нельзя было отменить
спектакль. Когда мама умерла, я тоже играла…"
Школу Лия закончила с золотой медалью
Учеба
В первый раз Лия приехала в Москву, чтобы стать журналистом.
Однако, как она сама вспоминает, распсиховалась на собеседовании,
от волнения забыла даже собственное имя и в МГУ не попала. Тогда
она решила поступить в Московский институт цветных металлов и
золота, где проучилась полтора года. Там же она приобщилась к
художественной самодеятельности. Это ей нравилось больше чем учеба
в институте. В конце концов, Лия решила все бросить и уехать обратно
в Майкоп.
Второе покорение Москвы произошло чуть позже. На этот раз Ахеджакова
избрала актерскую профессию - поступила в ГИТИС, который окончила
в 1962 г.
Одновременно с учебой, она в 1961 г начала работать в Московском ТЮЗе, поскольку
ее внешность располагала к детским ролям. Она стала интересной актрисой, чистой
травести. Лия Ахеджакова вспоминает: "Я думала, что в Московском ТЮЗе буду
играть юных прекрасных девочек, Джульетт. Там в то время ставили классику и Шекспира
в том числе. Но оказалось, что виды на меня были другие. Глядели на меня "узкопрофессионально":
травести и баста! Правда, у Павла Хомского я сыграла какую-то девочку, а у Гиги
Лордкипанидзе - бабушку. Это в двадцать-то лет. Конечно, это были крохи, хотя
были и пpeлестные вещи, которые актер должен в своей жизни сыграть. Например,
ослик Иа-Иа, в "Винни Пухе"".
Современник
В 1977 г Ахеджакова круто изменила свою судьбу - начала играть
в театре "Современник". Встреча и работа с главным режиссером
Галиной Волчек позволили актрисе расширить ее сценический репертуар,
подняться на высший уровень и стать одной из ведущих московских
актрис. Правда, своих ролей актрисе пришлось ждать достаточно
долго. Но тут в ее судьбу вмешался случай. Режиссер Роман Виктюк
поставил для нее "Коломбину". Эта роль и переменила
ее судьбу.
В активе актрисы замечательные работы в спектаклях: "Виндзорские насмешницы"
Уильяма Шекспира - миссис Форд, "Крутой маршрут" Евгении Гинзбург -Зина
Абрамова, "Предупреждение малым кораблям" Теннесси Уильямса - Леона
Доусон, "Трудные люди" Йосефа Бар-Йосефа - Рахель и "Мы едем, едем,
едем..." Николая Коляды - Зина.
Высоко была отмечена специалистами главная роль в спектакле "Селестина".
Пьеса написана маститым российским драматургом, екатеринбуржцем Николаем Колядой
по роману-драме испанского писателя XV века Фернандо де Рохаса. Постановку осуществляет
сам автор, и это уже его второй спектакль на сцене "Современника" (первая
постановка - спектакль "Уйди-Уйди" - вышла в 2000 году). Лия Ахеджакова
играет главную героиню - колдунью и сводницу Селестину.
Николай Коляда: "Я давно не видел такой самоотверженной любви к театру.
Ахеджакова может по четыре часа к ряду прыгать, бегать, делать какие-то движения…
У меня самого дыхалки не хватает, а она все работает. Господи, сколько же сил
в этой хрупкой, маленькой женщине, как в ней много от ребенка! Ей нравится играть,
хочется куража, чтобы было весело, легко и смешно".
Кино
С
1973 года Ахеджакова начала сниматься в кино в эпизодических ролях. Всенародная
любовь пришла к актрисе после съемок в фильмах Эльдара Рязанова. Ему удалось раскрыть
специфическое дарование Ахеджаковой. Уже первая роль - Тани в телефильме "Ирония
судьбы, или С легким паром!" - была замечена критиками и зрителями. В ней
проявилась склонность актрисы к гротеску и трагикомедии. За внешне незатейливой
ролью явно комического характера не так-то просто разглядеть внутреннее одиночество
и неустроенную судьбу героини.
Потом была секретарша Верочка в "Служебном романе"
(1977), где Ахеджакова показала, что любая женщина может быть
красавицей. Созданный актрисой образ энергичной, всеведущей секретарши
контрастировал с теми ролями, которые были созданы до этой картины.
В фильме "Гараж" (1979) Рязанов заставил Ахеджакову
показать, что она не только характерная комедийная актриса, но
еще обладает и незаурядным драматическим дарованием. Этот ее талант
проявился и в трагикомедии Рязанова "Небеса обетованные"
(1991), где она сыграла нищенку-интеллигентку Фиму. За эту роль
Ахеджакова получила "Нику 91" в номинации за лучшую
женскую роль второго плана.
Каждое ее появление на экране вызывает зрительский интерес, будь
то эпизод в ленте "Двадцать дней без войны" или главная
роль в "Гараже". Персонажи ее, вроде бы, не реальны,
люди так себя не ведут, но уникальный эмоциональный дар Ахеджаковой
заставляет об этом забыть и поверить в её гиперболы.
Валентин Гафт посвятил актрисе эпиграмму:
Всегда играет одинаково
Актриса Лия Ахеджакова.
Великолепно! В самом деле
Всегда играет на пределе.
Лия Ахеджакова - актриса трагикомическая. Это сложный жанр, к которому тянутся
многие характерные актеры, но даром трагикомика по-настоящему обладают немногие.
Комедийная стихия никогда не увлекает Ахеджакову настолько, чтобы забыть о глубине
человеческого содержания, оттого её героинь всегда сопровождают смех и боль. Среди
других ярких артистов она не теряется, а наоборот как бы раскрывает свой талант
в своеобразном творческом соревновании. Так в фильма Рязанова она снималась среди
плеяды замечательных актеров - Алисы Фрейндлих,
Валентина Гафта, Олега
Басилашвили, Андрея Мягкова и других.
Личная жизнь
Первым мужем Ахеджаковой был известный зрителям по множеству
характерных киноролей актер Малого театра Валерий Носик, скончавшийся
в начале 95-го года. С Ахеджаковой они расстались много лет назад.
Летом 2001 года она зарегистрировала свой второй брак. Ее новый
избранник - достаточно известный московский фотограф г-н Персиянинов.
Пару слов в заключение
Актер Михаил Жигалов:
"В ней удивительным образом сочетаются открытость, незащищенность, ранимость
с мощным волевым зарядом и огромной работоспособностью. И это редкое сочетание
делает ее актрисой невероятного масштаба. Причем, степень ее незащищенности такова,
что «выбить» ее может любая мелочь, а обидеть - любое неточно сказанное слово.
А уж о хамстве я просто не говорю. И в то же время это стойкий, закаленный боец,
натерпевшийся в жизни ото всех и вся, готовый терпеть и дальше.
Игорь BIN
Использованные материалы:
Энциклопедия кино Кирилла и Мефодия (CD ООО "Медиа-Сервис
2000);
"Семейный альбом Лии Ахеджаковой" (журнал "Ах"
№3 март 2000 http://www.poptsov.ru);
Елизавета Пекленкова "Баловство колдуньи" ("Ваш досуг" http://www.vashdosug.ru);
"Все обо всех" (М. "Слово" 1997);
"Нестрашная тайна Лии Ахеджаковой" http://www.paco.net;
Михаил Жигалов, "Лия - женщина моей мечты" http://www.business-lady.ru;
фото http://www.peoples.ru, http://notall.narod.ru